Особенности переоборудования морских контейнеров в жилые дома

Контейнер морской

Одним из вариантов бюджетного жилья являются дома из морских контейнеров. Существуют фирмы, специализирующиеся на их возведении. В России и других странах СНГ, где с советских времен укоренились традиции добротного, комфортабельного строительства, данное направление не получило массового распространения.

История появления контейнерных жилых помещений

Контейнер
Типы морских контейнеров.

В 50-х гг. XX в. Малкольм Маклин реализовал идею перевозки грузов в универсальной крупногабаритной морской таре. Это позволило существенно ускорить и упростить погрузочно-разгрузочные работы.

В 1962 г. был зарегистрирован первый патент на использование морских контейнеров в качестве модулей для строительства выставочных помещений (showroom).

С 1971 г. британец Николас Лейси соорудил из металлических боксов несколько строений общественного назначения, в частности Cove Park (Шотландия) и Riverside Building Offices (г. Лондон).

В 1987 г. Филипп Кларк получил патент на возведение жилых зданий.

В 1992 г. архитектору из Нью-Джерси (США) Адаму Калкину была поручена разработка дешевых быстровозводимых зданий для беженцев и пострадавших от стихийных бедствий. Он создал типовой проект дома из 3 морских контейнеров. Спустя некоторое время, архитектор предложил еще несколько вариантов строений.

Его почин подхватили другие инженеры, в результате чего возникло направление карго-архитектуры. Теперь на Западе по этой технологии создают не только жилье, но и отели, офисы, рестораны и пр.

Особенности дома из морских контейнеров

Для сборки коттеджей из тары образование и навыки строителя не требуются. Мастеру следует внимательно изучить технологию и предварительно прорисовать на бумаге будущее жилое строение.

Доступно множество вариантов. Контейнеры для перевозки морских грузов можно по-разному ориентировать относительно друг друга, устанавливать в 2-3 этажа, сваривать в цельную конструкцию либо оставить строение разборным.

Юридические нюансы

Временная постройка, предназначенная для эксплуатации в теплое время года, не нуждается в оформлении. Если строение сооружается с целью круглогодичного проживания, оно переводится в разряд капитальных объектов.

Владельцу следует собрать пакет документов, куда входят разрешение на строительство, технические условия на подключение коммуникаций и т.д. Для их получения понадобятся бумаги, подтверждающие права на земельный участок.

По завершении процесса сборки потребуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Без этого проживание будет считаться незаконным.

Преимущества

В пользу данной технологии ее сторонники выдвигают следующие аргументы:

  1. Контейнерная постройка обходится на 30-50% дешевле объекта с такими же размерами, возведенного традиционным способом.
  2. Модульное строение можно перевозить.
  3. Сооружение ремонтопригодно: поврежденный морской блок меняют.
  4. Осуществлять сборку надземной части строения можно круглогодично.
  5. Комбинируя контейнеры разными способами, несложно получить оригинальный объект.
Дом
Дом из морских контейнеров.

Размеры и международная маркировка

Грузовые контейнеры для морского транспорта выпускают в соответствии с требованиями стандарта ISO 668 длиной (в футах):

  • 20;
  • 40;
  • 45.

Отдельную группу образуют морские контейнеры-рефрижераторы, но они слишком дорогие.

Наиболее распространены модели длиной 20 и 40 футов. В метрической системе их внутренние размеры составляют 5898 х 2350 х 2372 мм (Д х Ш х В) и 12093 х 2330 х 2372 мм соответственно. Полезная площадь — 13,8 и 28,2 кв. м.

Существуют версии морской тары высотой 2,7 м (в маркировке присутствуют литеры HC).

Варианты планировки: популярные проекты строений

Контейнеры для морских перевозок можно комбинировать различным способом. Нижеприведенные решения признаны наиболее удачными.

Дом из большого контейнера

Даже 1 крупноразмерный морской бокс может служить в качестве полноценного жилища. Его площадь составляет около 28 кв. м, что соизмеримо с 1-комнатной квартирой.

Такой формат строения следует выбирать для дачного или гостевого дома. Используя приемы визуального зонирования и перегородки, можно обустроить внутри, кроме жилого помещения, небольшую кухню и совмещенный санузел.

Большой
Крупный морской бокс.

Из маленького

20-футовый морской грузовой контейнер подходит для проживания 1 человека.

Чтобы жилое строение не было тесным, следует воспользоваться такими приемами:

  1. Установить складную мебель: подъемную кровать, откидной стол.
  2. Покрыть стены отделкой светлых тонов. Она визуально расширяет пространство.
  3. Закрепить на стене и потолке большие зеркала. Данный предмет тоже создает иллюзию простора.
Маленький
Маленький уютный дом.

С наружной лестницей

Прочность морских контейнеров позволяет устанавливать их один на другой. Таким образом получают объект с большой жилой площадью, занимающий минимум места на участке.

Чтобы сэкономить внутреннее пространство, лестницу на второй этаж следует монтировать снаружи. Но пользоваться ею зимой будет сложно, поэтому такие строения создают только для сезонного проживания.

Корпуса можно разместить перпендикулярно. Это даст возможность оборудовать на втором этаже балкон, на первом — террасу.

Лестница
Наружная лестница у дома.

Дачный домик

На участке, используемом для выращивания сельскохозяйственных культур, требуется строение для следующих задач:

  1. Хранения инвентаря.
  2. Укрытия от дождя.
  3. Кратковременного отдыха.

Строение должно иметь небольшие размеры, чтобы максимальная площадь была отведена под огород, и обладать вандалоустойчивостью.

Наилучшим решением будет установка морского контейнера. Вся операция займет 1 день, тогда как на возведение кирпичного здания тех же размеров потребуется несколько месяцев.

Построив рядом выгребную яму, внутри можно оборудовать туалет.

Дачный
Домик в саду.

С мастерской

Пара контейнеров для морских перевозок размером 20 и 40 футов может выступать в качестве жилья с мастерской. Если объект используется для постоянного проживания, вход в малый блок устраивают внутри. В постройках сезонного назначения этого делать не следует: его проще организовать снаружи.

На площади в 14 кв. м мастер может развернуться с комфортом. Сэкономить место поможет стеллаж для инструментов высотой от пола до потолка, у стены ставят небольшой верстак.

Мастерскую следует располагать на южной стороне. В ней делают большой оконный проем для хорошего освещения рабочего места.

С мастерской
Дом-мастерская.

Одноэтажное здание

Строение, используемое в качестве постоянного места жительства стандартной семьи, должно соответствовать требованиям СНиП и других нормативно-правовых документов.

Они устанавливают минимальную площадь для различных помещений (кв. м):

  • кухни — 6;
  • спальни — 8;
  • гостиной — 12.

Отсюда следует, что все комнаты будут иметь прямоугольную форму. Те из них, что расположены в середине, окажутся проходными.

Если такой вариант не устраивает, следует поставить морские стальные контейнеры трилистником: один — в середине (гостиная и кухня), остальные — по 3 сторонам от него (спальня, детская и кабинет).

Строению с подобной архитектурой присущи большие теплопотери, поэтому стены следует обшить двойным слоем пенопласта.

Одноэтажный
Одноэтажный дом из контейнера.

Двухэтажное

При проектировании 2-этажного строения учитывают нормативные требования:

  • минимальная ширина лестницы наверх — 1,05 м;
  • коридора — 1,4 м.

Внизу располагают столовую, кухню, санузел и котельную, на втором этаже — жилые помещения.

Двухэтажный
Двухэтажный контейнерный дом.

С террасой из двух контейнеров

Наибольшее распространение получили следующие виды строений с террасой:

  1. 1-этажные: 2 морских стальных контейнера ставят в виде буквы «Г» либо 3 — в виде «П». На свободном пространстве оборудуют террасу.
  2. 2-этажные: контейнеры поставлены один на другой перпендикулярно. Под верхним получают крытую террасу.

На площадке устраивают дощатый пол, вокруг — декоративное ограждение.

Строение ориентируют так, чтобы терраса оказалась на южной стороне.

С террасой
Дом с террасой.

Поэтапное строительство своими руками

Эскиз строения следует вычертить на бумаге либо разработать 3D-модель в специализированном компьютерном приложении. Далее закупают контейнеры и необходимые материалы. Многооборотную морскую тару перед приобретением следует проверить дозиметром на радиоактивность.

Подготовительные мероприятия

На стенках морского контейнера могут присутствовать ядовитые вещества. Это пестициды, наносимые перед морской транспортировкой некоторых грузов, либо следы от перевозимых химикатов. Поэтому изделие следует тщательно вымыть.

Далее разравнивают площадку и наносят разметку.

Выбор фундамента

Морские транспортировочные контейнеры имеют относительно небольшой вес, что позволяет устанавливать их на столбчатый или свайный фундамент.

Пучение грунта не грозит конструкции разрушением, поэтому основание делают мелкозаглубленным.

Пространство между оголовками столбов или свай следует заполнить керамзитом или экструдированным пенополистиролом. Благодаря этому пол на первом этаже будет теплым.

Фундамент
Фундамент для дома.

Защита от коррозии и атмосферных воздействий

С контейнеров следует счистить ржавчину. Затем металл грунтуют и окрашивают. В дальнейшем поверхности будут обшиты утеплителем и листовым материалом, что обеспечит гидроизоляцию.

Строение проверяют на герметичность. В солнечный день закрываются внутри и по проникающим лучам выявляют отверстия. Их следует заделать монтажной пеной или силиконом.

Монтаж контейнеров

После затвердения фундамента (на это требуется 28 дней) морские боксы с помощью автокрана устанавливают в проектное положение.

Далее их следует приварить к закладным деталям основания и соединить между собой с помощью уголка или профильной трубы. Если участок не электрифицирован, инвертор запитывают от дизельного генератора.

Но лучше заранее договориться с энергосбытом о прокладке кабеля от ближайшей опоры ЛЭП. Для этого на участке следует установить трубостойку со шкафом, внутри которого находится счетчик и вводный автомат.

В завершение в морских транспортных контейнерах вырезают проемы. Их обваривают уголком, что позволит в дальнейшем прочно зафиксировать двери и окна.

Монтаж
Установка контейнеров.

Установка крыши

Верхняя стенка контейнера защищает жильцов от осадков.

Но ее нельзя оставлять без покрытия по 3 причинам:

  1. Во время дождя она издает звук, напоминающий барабанную дробь.
  2. Лакокрасочный слой вскоре растрескается, и металл начнет ржаветь.
  3. Неутепленная стенка строения перегревается летом и сильно остывает зимой. Оклеивание пенопластом изнутри уменьшит и без того низкий потолок.

Применяют 3 вида кровель:

  1. Плоскую. По периметру приваривают бортик из стальной полосы и насыпают на крышу керамзит, формируя небольшой уклон к задней стене. Затем настилают рубемаст или иной битумно-полимерный рулонный материал, фиксируя его концы механическим способом.
  2. 1-скатную. Верхнюю стенку строения оклеивают пенопластом. Затем спереди и сзади прикручивают по доске так, чтобы первая была выше второй. Сделав в них вырубки, сверху укладывают стропила из брусков, затем — обрешетку и ондулин или профнастил.
  3. 2-скатную. С такой крышей строение из морской транспортировочной тары смотрится привлекательно. Сверху по периметру прикручивают раму из брусьев, внутри укладывают пенопласт. Затем возводят классическую систему с коньковой балкой и наслонными стропилами. При этом уложенные на длинных сторонах элементы используют в качестве мауэрлата. Сверху набивают обрешетку и крепят кровельное покрытие (металлочерепицу, профнастил, ондулин и т.д.).
Крыша
Монтаж крыши.

Утепление строения

Металлические стенки не пропускают воздух, поэтому можно утеплять дом материалом с любой паропроницаемостью.

Наиболее эффективны следующие:

  1. Пенопласт. Стоит дешево, но горит и привлекает грызунов.
  2. Минеральная вата. Обходится дороже, но лишена перечисленных недостатков.

Утеплитель следует наклеивать на стены строения слоем в 100-200 мм (зависит от климатических условий). Лучше использовать специальные плиты с выступами по краям (замками), взаимно перекрывающими швы.

Помимо клея, материал следует закрепить бандажной лентой, перебрасываемой через верх (между стропилами). Нельзя прикручивать его болтами — они играют роль мостиков холода.

Снаружи на теплоизоляторе крепят армирующую сетку, затем покрывают его штукатуркой.

Утепление
Утепление стен.

Инженерные коммуникации

Все внешние коммуникации, кроме газа, следует прокладывать в земле:

  1. Трубу от централизованного водопровода или скважины.
  2. Канализацию к выгребной яме или септику.
  3. Кабель от вводного автомата на трубостойке.

Трубы для воды и канализации прокладывают ниже глубины промерзания грунта.

Газовую ветку подводит соответствующая служба.

Способ отопления зависит от размеров строения:

  1. Небольшое (1 или 2 контейнера морской транспортировки). Применяют воздушный обогрев с помощью конвектора.
  2. Крупное (2-этажное из нескольких контейнеров). Следует смонтировать систему из труб и радиаторов и подключить ее к котлу.

Материал по теме: Какой интернет провести на дачу

Вентилирование

Стенки контейнера для морских грузоперевозок обладают нулевой паропроницаемостью, поэтому следует обеспечить производительную вентиляцию. В противном случае внутри строения будет сыро.

Применяют 2 схемы:

  1. Приточное и вытяжное отверстия следует выполнять на противоположных торцах. Они не должны находиться на одной линии.
  2. Приточные отверстия размещают в торцах, вытяжное — в центре длинной стороны. Его располагают под потолком.

В вытяжном отверстии устанавливают вентилятор и направленную вверх трубу.

Отделка

Изнутри между элементами каркаса следует наклеить пенопласт либо нанести полиуретановую пену.

Далее стены и потолок обшивают пароизоляцией, чтобы между утеплителем и металлом не скапливалась вода. Пленку следует прижать рейками. Одновременно они играют роль обрешетки: к ним прикручивают саморезами обшивку из гипсокартона или вагонки.

В завершение ограждающие конструкции и перегородки оклеивают обоями или окрашивают.

Внутри
Внутренняя отделка.

Полезные советы по обустройству жилья

На основании личного опыта владельцы таких построек дают несколько рекомендаций по переоборудованию грузовых контейнеров в жилые помещения:

  1. На входе следует оборудовать тамбур, чтобы внутрь строения не проникал холод с улицы.
  2. Металлопластиковые окна оборудуют регулируемыми клапанами для проветривания.
  3. Снаружи на окна устанавливают декоративно-защитные рольставни.
  4. Перед монтажом морского бокса бетонный фундамент следует застелить гидроизоляционным материалом.
  5. Внутри нужно установить гигрометр и подключить к нему контроллер системы вентиляции. Он будет автоматически регулировать производительность, поддерживая влажность на оптимальном уровне.

Идеи для дизайна

Наиболее органично смотрится контейнерный дом, оформленный в стиле лофт, модерн или хай-тек. Приветствуются минимализм, прозрачные или блестящие (хромированные) предметы. Эффектно смотрятся помещения с полками и раздвижными дверями из стекла, большими окнами.

Дачный дом можно оформить в стиле кантри, оклеив внутри и снаружи деревянным сайдингом или блок-хаусом.

Дизайн
Большой дом.

Приблизительная стоимость

Б/у контейнеры продаются по следующей цене:

  • 20 футов — 70-80 тыс. руб.;
  • 40 футов — 110-125 тыс. руб.

Прочие расходы могут существенно превосходить их стоимость. Так, в некоторых случаях за одну только доставку приходилось платить сумму, соизмеримую с ценой контейнера для морской транспортировки грузов.

Готовых жилых помещений

Приблизительно оценить стоимость дома из морских списанных контейнеров под ключ помогут следующие примеры:

  1. Строение из 1 морского бокса (20 футов) на винтовых сваях, с окном и дверью, утепленное минватой, с отделкой и освещением — 560 тыс. руб.
  2. То же из морского грузового контейнера длиной 40 футов, с 2 окнами — 1,2 млн руб.

Смета на строительство

При самостоятельном возведении статьи расходов будут такими (пример):

  1. 2 бокса длиной 20 футов увеличенной высоты — 2 х 70 = 140 тыс. руб.
  2. Столбчатый фундамент с песчано-гравийной подушкой и крыльцом — 19,6 тыс. руб.
  3. Наружная обшивка стен из бруса, вагонки и минваты (теплоизолятор) — 22 тыс. руб.
  4. Внутренняя обшивка вагонкой по каркасу — 13,3 тыс. руб.
  5. Деревянный утепленный потолок (вагонка + минвата) — 10,2 тыс. руб.
  6. Пол дощатый утепленный — 13 тыс. руб.
  7. Двери (входная и 2 межкомнатные) и окна (3 шт.) — 38 тыс. руб.
  8. Котел твердотопливный с варочной поверхностью — 22 тыс. руб.

Суммарные затраты составляют 281 тыс. руб.

В смету следует включить инженерные сети. Их стоимость во многом зависит от предпочтений владельца.

Отрицательные стороны домов из морских контейнеров

Недостатками подобных строений являются:

  1. Нулевая паропроницаемость стен. Для оптимизации влажности приходится увеличивать производительность вентиляции, что приводит к росту теплопотерь.
  2. Ограниченный размерный ряд модулей. Все помещения в строении получаются узкими и длинными.
  3. Возможность токсичных испарений. Вероятность зависит от того, какие грузы перевозили в данной морской таре.
  4. Низкие потолки (кроме контейнеров HC).

Отзывы владельцев

Виктор, 35 лет, Архангельск: «Поставил на даче строение из 2 морских боксов. Не знаю, как зимой, но летом там нормально. Похоже на строительную бытовку».

Диана, 29 лет, Краснодар: «Видела на фотографиях такое строение, понравилось. Решили с мужем установить на даче. Результатом довольны».

Дмитрий, 43 года, Севастополь: «Занимаюсь строительным бизнесом. По характеристикам такая конструкция похожа на каркасную, жить можно.

Только потолки низкие, а найти морской высокий контейнер сложно и недешево (продают на 50% дороже стандартного). Но дело в том, что строение из пеноблоков стоит дешевле контейнерного, даже низкого, а жить в нем намного комфортнее».

Семёнов Дмитрий

Сейчас действующий прораб на одной крупной строительной фирме, занимающейся застройкой коттеджных посёлков и строительством частных домов. Раннее сам на протяжении 14 лет в качестве исполнителя занимался строительством домов и ремонтом жилых помещений.

Оцените автора
Помощник строителя
Добавить комментарий

Adblock
detector